Маяк — средство оборудования морских путей в виде капитального сооружения башенного типа, предназначенное для обозначения опасных мест, проходов для судов. Это сооружение обладает яркой контрастной окраской, визуально выделяющей его на фоне окружающей местности. Маяки оснащаются сильным источником света и, как правило, снабжаются оптическими средствами для усиления светового сигнала, чтобы быть хорошо заметными и в ночное время.
Маяк может также подавать судам звуковые сигналы и (или) передавать радиосигнал, чтобы выполнять свою функцию и в условиях недостаточной видимости (вре́менной, как во время тумана, или постоянной — например, вызванной условиями рельефа местности).
Из-за применения современных навигационных технологий, роль маяков как навигационного средства несколько снизилась, и в настоящее время количество работающих маяков во всём мире не превышает 1,5 тысяч.
Маяк может также подавать судам звуковые сигналы и (или) передавать радиосигнал, чтобы выполнять свою функцию и в условиях недостаточной видимости (вре́менной, как во время тумана, или постоянной — например, вызванной условиями рельефа местности).
Из-за применения современных навигационных технологий, роль маяков как навигационного средства несколько снизилась, и в настоящее время количество работающих маяков во всём мире не превышает 1,5 тысяч.
[править] История развития маяков
Маяк на острове Фарос, Александрия
Маяки строились с древнейших времён — самым известным маяком в истории является одно из чудес света — Александрийский маяк, построенный в III веке до н. э.. Греки и финикийцы огнями костров размечали опасные проходы.
По мере усложнения конструкции маяков в качестве источника света использовался каменный уголь, рапсовое масло, керосин. Важным этапом развития оптического оснащения маяков стало изобретение в 1820 году линз Френеля[1], позволивших значительно увеличить интенсивность световых пучков. Совершенствовалась и несущая конструкция, появилось несколько типов маяков. Первый речной плавучий маяк появился в 1729 году в устье Темзы, а спустя 60 лет — в Северном море первый морской плавучий маяк[1].
Самым первым маяком на территории России принято считать маяк Дагерортский (Кыпу), постороенный в 1531 году [2]. Волна строительства маяков в России связана с развитием флота при Петре I. 8 июля 1807 года по указу Александра I все маяки России были переведены из частного владения в подчинение морского ведомства[3]. Делалось это для обеспечения надлежащего надзора за состоянием маяков и, следовательно, обеспечения безопасности мореплавания. С 1997 года 8 июня стал профессиональным праздником маячников России.
В Северной Америке первый деревянный маяк близ Бостона был построен в 1716 году. Вообще же строительство маяков шло очень медленно, во всём мире к началу XIX века их было не более ста[2].
Огромный вклад в совершенствование конструкции маяков был сделан в начале XX века шведским ученым Густавом Даленом, изобретателем солнечного клапана, который позволил автоматизировать работу маяков, включая маяк ночью и выключая при солнечной погоде. Необходимость в смотрителях маяков практически отпала, их задачи теперь сводятся только к экстренному ремонту маяков. Наиболее важные маяки полностью автоматизированы.
Усовершенствования в навигации, применение системы GPS привели к сокращению неавтоматизированных маяков, последний такой маяк был демонтирован в 1990 -е годы.
[править]
Маяк на острове Фарос, Александрия
Маяки строились с древнейших времён — самым известным маяком в истории является одно из чудес света — Александрийский маяк, построенный в III веке до н. э.. Греки и финикийцы огнями костров размечали опасные проходы.
По мере усложнения конструкции маяков в качестве источника света использовался каменный уголь, рапсовое масло, керосин. Важным этапом развития оптического оснащения маяков стало изобретение в 1820 году линз Френеля[1], позволивших значительно увеличить интенсивность световых пучков. Совершенствовалась и несущая конструкция, появилось несколько типов маяков. Первый речной плавучий маяк появился в 1729 году в устье Темзы, а спустя 60 лет — в Северном море первый морской плавучий маяк[1].
Самым первым маяком на территории России принято считать маяк Дагерортский (Кыпу), постороенный в 1531 году [2]. Волна строительства маяков в России связана с развитием флота при Петре I. 8 июля 1807 года по указу Александра I все маяки России были переведены из частного владения в подчинение морского ведомства[3]. Делалось это для обеспечения надлежащего надзора за состоянием маяков и, следовательно, обеспечения безопасности мореплавания. С 1997 года 8 июня стал профессиональным праздником маячников России.
В Северной Америке первый деревянный маяк близ Бостона был построен в 1716 году. Вообще же строительство маяков шло очень медленно, во всём мире к началу XIX века их было не более ста[2].
Огромный вклад в совершенствование конструкции маяков был сделан в начале XX века шведским ученым Густавом Даленом, изобретателем солнечного клапана, который позволил автоматизировать работу маяков, включая маяк ночью и выключая при солнечной погоде. Необходимость в смотрителях маяков практически отпала, их задачи теперь сводятся только к экстренному ремонту маяков. Наиболее важные маяки полностью автоматизированы.
Усовершенствования в навигации, применение системы GPS привели к сокращению неавтоматизированных маяков, последний такой маяк был демонтирован в 1990 -е годы.
[править]
Комментариев нет:
Отправить комментарий